25 апреля 2024
Курсы валют по ЦБ РФ USD 92.5058 EUR 98.9118


В ИТ-отрасли объявлено о слиянии за 35 млрд долларов

История успеха: Research In Motion

15.10.2009 12:28

По крайней мере, в России название Research In Motion большинству людей пока ни о чем не говорит. Услышав слово BlackBerry, тоже не многие догадаются, о чем речь. Но те люди, которые хотя бы немного интересуется современными ИТ-технологиями, конечно же узнают в этих словах знаменитую марку мобильных телефонов и смартфонов.

История компании Research In Motion или RIM, как ее еще называют, типична для многих ИТ-фирм. Компанию создали двое студентов университета Вотерлоо (Торонто, Канада) в 1984 году. Выходец из Греции Майк Лазаридис (Mike Lazaridis) и его друг Даг Фрегин (Doug Fregin) получили субсидию правительства Канады на создание собственного малого предприятия в размере 15 тысяч долларов. На эти деньги они сняли небольшую комнату в одном из зданий в центре Вотерлоо. Именно там разместился первый офис будущей компании. В 1985 году была официально учреждена фирма Research In Motion. Первые десять лет своей деятельности компания занималась в основном аутсорсингом - работала для различных компаний. Со временем RIM стала выполнять заказы и для крупных производителей. Так, например, до 1995 года Research In Motion успела посотрудничать с компаниями Ericsson, General Motors и Mobitex. В течение десяти лет RIM создавала стэки протоколов, шлюзы, терминалы для мобильных точек продаж, программные интерфейсы приложений (API) и клиентское оборудование, к которому, например, относились модемы.

Кроме того, коллектив RIM занимался и собственными разработками. Руководителя компании в основном интересовала беспроводная связь. За время работы на другие компании Research In Motion накопила огромный опыт создания разнообразных ИТ-продуктов. Кроме того, в течение десяти лет компания копила не только опыт, но и деньги. Все это время RIM не участвовала в конкуренции.

В 1995 году Research In Motion была готова выйти на рынок под собственной маркой, однако отсутствие профессионального и талантливого коммерческого управляющего в компании этому мешало. На эту должность RIM пригласила Джима Балсилли (Jim Balsillie), который имел большой опыт управления в бизнесе. Именно благодаря его усилиям RIM стала настоящим ИТ-гигантом и окончательно отказалась от аутсорсинга. Теперь детище Майка Лазаридиса могло конкурировать с крупнейшими компаниями рынка мобильной электроники. Research In Motion была полностью готова к использованию своего ценнейшего опыта на благо компании.

Первым устройством, которое RIM выпустила под собственной маркой, стал радио-модем Freedom, представляющий собой тонкую карту Type II PCMCIA. Этот продукт стал успешно конкурировать с решением компании Ericsson Type III PCMCIA, которое было выполнено в виде толстой карты и потребляло в два раза больше энергии, чем модем RIM.

Годом позже компания выпускает RIM 900 Inter@ctive Pager - первый в мире портативный пейджер, который поддерживал двустороннюю связь в режиме обмена текстовыми сообщениями через сеть Mobitex, а также отправку факсов и голосовых сообщений с прямой доставкой на нужный телефонный номер.

Следующим шагом Research In Motion стало создание в1997 году RIM 950 BlackBerry первого в мире полноценного смартфона со встроенным беспроводным модемом и поддержкой электронной почты. Кстати, название BlackBerry было разработано фирмой Lexicon Branding Inc., которая в свое время придумала имена для микропроцессора компании Intel и ноутбуков Apple. По словам основателя Lexicon Дэвида Плачека (David Placek), один из экспертов его фирмы сравнил миниатюрные клавиши на устройстве производства RIM с крошечными семечками в клубнике (strawberry). Однако лингвист Lexicon пришел к выводу, что straw звучит слишком медленно. Поэтому было решено остановиться на слове blackberry (ежевика). Стоит отметить, что название смартфона стало настолько успешным, что почти никто не знает названия производящей его компании. Тем не менее, все знают слово BlackBerry, которое является нарицательным обозначением высококлассного мобильного коммуникационного устройства.

Стоит отметить, что именно в этом гаджете Research In Motion реализовала ряд новшеств, которые сделали компанию лидирующей на рынке корпоративной мобильной связи. Так, например, технология Push обеспечивала автоматическую доставку электронной почты на смартфон в течение нескольких секунд после того, как она появлялась в рабочем почтовом ящике на компьютере, а пользователю предоставлялся корпоративный почтовый адрес с автоматической синхронизацией ПК и BlackBerry.

Со временем компания обросла разнообразными сервисами для своих смартфонов. В 1999 году Research In Motion объединила в себе полную цепь коммуникационных услуг, включая корпоративную почту клиентов из Microsoft Exchange Server, которая отправлялась на сервер компании (BlackBerry Enterprise Server). Данный сервер располагался внутри сетевой защиты компании. BlackBerry Enterprise Server шифрует и сжимает трафик и пересылает его через всемирную паутину в операционный сетевой центр компании (NOC7), который транслирует информацию на смартфоны BlackBerry.

Новые коммуникационные услуги RIM, построенные вокруг BlackBerry сделали компанию и ее продукцию очень популярными. Клиентами Research In Motion становятся высокопоставленные руководители Intel и Microsoft, IBM и AT&T. Кроме того, смартфоны RIM используют служащие с Уолл-Стрит, а также конгрессмены, голливудские звезды и даже вице-президент Эл Гор. К началу нового тысячелетия BlackBerry становится таким же атрибутом делового стиля жизни, как костюм и часы. Пожалуй, самым ярким примером этого является действующий президент США, который во время своей предвыборной компании не раз был замечен со своим BlackBerry.

Продажи смартфонов компании RIM с каждым годом растут, что характерно и для сегодняшнего дня. Естественно, компания осваивает и новейшие технологии. Сейчас в линейке RIM есть несколько моделей смартфонов BlackBerry Storm с сенсорным дисплеем вместо традиционной QWERTY-клавиатуры под экраном. Хотя сами по себе мобильные устройства RIM представляют собой не самые мощные и укомплектованные решения, но их взаимодействие в рамках разнообразных сервисов делает эти смартфоны настоящими лидерами рынка.

Это доказывает и финансовое положение компании. По данным самой компании, доход Research In Motion за второй квартал 2009 года, несмотря на кризис, вырос на 37% и составил 3,53 млрд. долларов, тогда как в прошлом году данный показатель составил 2,58 млрд. долларов. При этом 81% дохода компании принесли смартфоны. Чистая прибыль Research In Motion во втором квартале 2009 года составила 475,6 млн. долларов, что на 19,9 млн. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако компания не отчаивается и рассчитывает в третьем квартале 2009 финансового года выручить от 3,60 до 3,85 млрд. долларов.

Стоит также отметить, что в июле-августе текущего года RIM поставила порядка 8,3 млн. смартфонов BlackBerry, а количество подписчиков сервисов компании по итогам второго квартала достигла почти 32 млн. человек, что на 3,8 млн. больше показателя первого квартала.

Сейчас смартфоны BlackBerry можно купить и в России, где поддерживается и ряд сервисов Research In Motion.



Источник: DailyComm