24 апреля 2024
Курсы валют по ЦБ РФ USD 93.2918 EUR 99.5609


В ИТ-отрасли объявлено о слиянии за 35 млрд долларов

Доходы социальных сетей

30.06.2009 14:20

В последние годы аудитория социальных сетей постоянно растет и на сегодняшний день насчитывает сотни миллионов пользователей по всему миру. Российское интернет-сообщество несколько лет назад с воодушевлением восприняло появление первых социальных сетей, владельцы которых не преминули возможностью воспользоваться ими как средством получения прибыли.

Итак, каким образом зарабатывают социальные сети? Для начала подробнее рассмотрим сам этот термин. Социальная сеть представляет собой интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками ресурса. Принцип работы любой соцсети строится на всеобщей взаимосвязи посредством отдельных пользователей, то есть, отыскав на подобном сайте, казалось бы, совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которые пользователь с ним связан.

Основанные на технологии web 2.0, социальные сети предлагают сегодня пользователям ряд различных сервисов, среди которых обмен текстовыми сообщениями, фото-, видео- и музыкальные альбомы, чаты, блоги, создание онлайн-опросов и голосований и т. д. Участник социальной сети может принимать участие в различных сообществах по интересам, месту жительства, работы или учебы, а также самостоятельно создавать подобные сообщества.

Функционал соцсетей, как правило, интуитивно понятный и легкий для использования, дал возможность множеству людей наладить виртуальную связь между собой, найти друзей по школе и вузу, коллег по работе, армейских сослуживцев и просто близких по духу пользователей. Возможность общения людей, не видевших друг друга долгое время, стала импульсом для многократного роста аудитории соцсетей.

История данных сервисов в России началась в 2005 году, когда группа недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы для поиска одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников разработала интернет-проект "Мой круг", который, по сути, стал первой в рунете социальной сетью. К июню 2006 года в "Моем круге" было зарегистрировано 100 тысяч пользователей (на сегодняшний день на этом веб-сервисе насчитывается более 1,5 млн. профилей). В том же 2006 году практически одновременно на просторы всемирной сети выходят "Одноклассники.Ру" и "В Контакте.Ру" - крупнейшие на сегодняшний день социальные онлайн-проекты. Количество пользователей "В Контакте.Ру" на июнь, по собственным данным ресурса, составляет почти 37 миллионов, "Одноклассники.Ру", по данным информационного агентства РИА Новости, также на сегодняшний день насчитывают около 37 млн. анкет. Затем, как снежный ком, возникает множество ресурсов социальной направленности, рассчитанных на поиск единомышленников, друзей, коллег в разных сферах человеческой деятельности.

В 2007 году появляется социальная сеть "Мой мир@Mail.Ru" - детище ведущего российского почтового сервиса. Руководство Mail.Ru считает свою социальную сеть крупнейшей в России, согласно данным портала в ней зарегистрировано свыше 40 млн. пользователей. Однако посещаемость этого проекта оставляет желать лучшего, и в этом отношении "Одноклассники" и " В Контакте" намного опережают "Мой мир".

По данным экспертов, пик насыщения пользователями отечественных социальных сетей придется только на 2011-2012 годы, а до этого времени их аудитория будет увеличиваться. Хотя доля граждан России, имеющих выход в интернет, составляет по разным оценкам от 30 до 40 млн. человек, в настоящее время в социальных сетях рунета зарегистрировано около 90 млн. профилей. Дело в том, что многие россияне имеют профили в двух-трех социальных сетях. Неудивительно, что большое количество пользователей, собранных в одном месте (пусть даже одновременно и в нескольких соцсетях), - это идеальная возможность для коммерческого использования социальных сетей.

Пожалуй, самым традиционным и основным способом монетизации веб-ресурсов является размещение на них рекламы. Рекламу в российских соцсетях можно разделить на два основных вида - медийная (баннерная) и контекстная реклама. Стоит отметить, что реклама в социальных сетях, как и в интернете в целом, не оказывает на пользователя такого негативного раздражающего действия, как, например, ТВ-реклама. В некоторых случаях она, наоборот, помогает ориентироваться по товарам и услугам, представленным во всемирной паутине.

Если говорить про баннерную рекламу, то пользователи соцсетей ее попросту не замечают. Ряд экспертов считает, что баннерная реклама не привлекает посетителей сайтов, так как они пришли на них за общением. По мнению Дениса Терехова, управляющего партнера Агентства "Социальные сети", "баннерная реклама в социальных проектах работает все хуже и хуже, потому что люди, сидящие в интернете, не замечают мигающих вертикальных и горизонтальных картиночек, при этом рекламные агентства считают хорошим CTR-показателем (соотношение показов баннера к переходам на страницу рекламодателя) - 0,1% (или каждого тысячного), CTR равный 0,05% также считается непровальным". По его словам, "люди приходят в социальные сети, в первую очередь, за общением, именно поэтому прямая реклама там работает еще хуже, чем на информационных сайтах или в поисковых машинах".

В свою очередь, исполнительный директор Регионального общественного центра интернет-технологий Сергей Плуготаренко также отмечает, что на сегодня все уже признали несостоятельность "тупой", лобовой рекламы в социальных сетях и сообществах. Тем не менее, по мнению эксперта, медийная реклама продолжает развиваться как имиджевая.

Несмотря на, казалось бы, низкую эффективность, баннерная реклама в социальных сетях пользуется неизменным успехом у рекламодателей. По данным Mail.Ru, доли ведущих соцсетей российского интернета, В Контакте.Ру и Одноклассники.Ру, на рынке онлайновой медийной рекламы в первом квартале 2009 года составляли 5 и 8 процентов соответственно. Аналитики Mail.Ru отмечают, что доходы от медийной рекламы двух крупнейших соцсетях рунета за первые три месяца текущего года составили: у "Одноклассников" - около 96 млн. рублей, "В Контакте" - порядка 60 млн. рублей.

А что же контекстная реклама? По итогам 2008 года она обеспечила наибольшую долю доходов на рекламном рынке российского сегмента всемирной паутины - 350 миллионов долларов (23% отечественного интернет-рынка), сообщил президент Ассоциации "Интернет и бизнес" Алексей Беляев. За рубежом контекст в социальных сетях применяется уже не один год, в России же данный вид рекламы на аналогичных сайтах стал появляться сравнительно недавно.

Контекстная реклама, основанная на принципе соответствия рекламного сообщения содержанию интернет-страницы, воспринимается пользователями социальных сетей более позитивно, нежели баннеры. Как правило, контекстная реклама привязана к таргетингу, то есть к механизму, позволяющему выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию), и показать рекламу именно ей. В социальных сетях, где каждый пользователь четко привязан к определенной географии, возрасту, полу, месту учебы и работы, контекстная реклама становится действенным средством воздействия на аудиторию.

В настоящее время контекстная реклама в той или иной степени используется в трех крупнейших российских соцсетях ("В Контакте", "Одноклассники", "Мой мир"). К сожалению, сколь-нибудь достоверных данных о том, сколько зарабатывают социальные веб-проекты на контексте, практически нет. Тем не менее, отметим, что, имея в своем арсенале новейшие технологии таргетинга, доходы от контекстной рекламы в социальных сетях в ближайшем будущем могут превысить доходы медийной рекламы. Например, уже многие социальные проекты начинают применять для оптимального отображения контекстных объявлений так называемый поведенческий таргетинг, который на сегодняшний день является наиболее перспективным направлением в онлайн-рекламе. Его суть заключается во внедрении механизма сбора информации о действиях пользователя в интернете с помощью cookie-файлов. Информация собирается в так называемых профилях и содержит данные о просмотренных сайтах, поисковых запросах, покупках в интернет-магазинах и т. д. Получив такой профиль, рекламная служба может четко представить себе портрет объекта, узнать его привычки и пристрастия, чтобы затем направлять рекламную информацию необходимому кругу пользователей.

Кроме того, социальные сети могут за плату размещать частные и коммерческие объявления, вакансии, резюме и т. д. Такой способ получения прибыли только начинает набирать обороты. Зачастую, размещением объявлений за деньги занимаются специализированные социальные проекты. Так, например, социальная сеть для поиска работы и работников "Мой круг", которая в настоящее время принадлежит "Яндексу", предлагает платное размещение вакансий и резюме. По мнению руководителя пресс-службы "Яндекса" Михаила Ушакова, в целом монетизация данной соцсети происходит за счет использования ее посетителями других сервисов "Яндекса", поэтому отследить и озвучить какие-либо конкретные цифры не представляется возможным.

Помимо рекламы и объявлений, российские социальные сети стали активно предлагать своим пользователям различные дополнительные услуги, за которые взимается определенная плата. Первым ввел платные услуги на своем сайте проект "Одноклассники.Ру". Для начала аудитории соцсети предлагалась услуга, благодаря которой пользователь был застрахован от плохих оценок своих фотографий, которые ставили другие пользователи. Затем появилась возможность за определенную плату присвоить более высокую оценку фотографии того или иного пользователя. Спустя некоторое время, участники соцсети могли обмениваться интерактивными подарками (как правило, картинками), которые можно было выбрать из предложенного списка или же сделать самому. "Одноклассники.Ру" также предлагают посетить страницы интересующих вас пользователей инкогнито, при этом человек, к которому вы заходили, видит только образ посетителя, отображающий только пол и время захода на страницу. Сейчас "Одноклассники.Ру" предлагают для своих пользователей уже более десятка различных платных услуг. Помимо всего прочего, "Однаклассники.Ру" ввели на своем сайте платную регистрацию, чем вызвали недовольство всего сообщества пользователей социальных сетей. В интернете, в том числе и на самих "Одноклассниках", было создано несколько инициативных групп, которые предлагали объявить бойкот алчному проекту и массово переходить на сети-конкуренты (например, "В Контакте"), если плата за регистрацию не будет отменена. Вслед за "Одноклассниками" платные услуги на своих сайтах стали вводить и другие социальные сети.

Как правило, дополнительные сервисы в российских соцсетях можно оплатить, послав SMS-сообщение на определенный номер. В этом случае стоимость услуги списывается с телефонного счета абонента. Однако на сайте "В Контакте.Ру" пользователь, помимо отправки SMS, имеет возможность оплатить услугу через платежные терминалы, с помощью банковской карты или платежной системы (Яндекс.Деньги, WebManey и др.), или безналичным расчетом.

Стоит отметить, что платные сервисы пока не нашли одобрения у большинства пользователей социальных сетей, многие участники просто недоумевают, почему они должны платить деньги за такие мелочи, как возможность оценить фотографию друга более высоким балом. Такое непонимание, эксперты, во многом связывают с тем, что интернет со всеми его сервисами очень долгое время являлся практически бесплатным ресурсом с бесплатным контентом. Сейчас же времена изменились, и за многое в сети уже необходимо платить. Хотя большую часть пользователей соцсетей совершенно не радует введение платных сервисов, тем не менее, услуги за деньги уже обрели, пусть небольшую, но вполне постоянную аудиторию, которая готова раскошелиться на разнообразные милые интерактивные безделушки. И с каждым днем число таких пользователей в соцсетях неуклонно растет. Так, например, в феврале 2009 года президент социальной сети "Одноклассники.Ру" Никита Шерман сообщил, что доходы от рекламы составляют лишь 50% выручки проекта. Другие 50% приносят платные сервисы. В условиях, когда в кризис объемы рекламы могли сильно упасть, платные сервисы играют роль подстраховки.

Если сравнивать отечественные социальные проекты с зарубежными аналогами, то основным отличием будет объем доходов. Действительно, социальные сети в Европе и Северной Америке работают гораздо дольше российских. За время своего развития они завоевали огромнейшую аудиторию пользователей, что позволяет им являться лидерами по продаже интернет-рекламы.

Однако среди зарубежных интернет-проектов есть и сравнительно молодые - такие как Twitter.com (англ. - щебет)- социальная сеть, основанная на сервисе микроблогов. Данный сервис существует с 2006 года и по началу не пользовался особой популярностью. Однако за последнее время рост количества пользователей Twitter.com бьет все рекорды. По данным исследования компании Nielsen Online, всего за год его аудитория выросла на 1500% и на сегодняшний день составляет 37 млн. учетных записей. Стоит отметить, что пока проект не приносит прибыли своим владельцам. Они только подумывают разместить на Twitter.com сервисы электронной коммерции, например, интернет-магазин. Кроме того, владельцы микроблоговой сети не забывают и о пользователях. Так, на разделе сайта, рассказывающем о проекте, они анонсируют некие разработки, с помощью которых сможет зарабатывать деньги любой, зарегистрированный на Twitter.com человек. Что это будет и когда появятся эти инструменты - авторы пока умалчивают.

Среди глобальных социальных сетей бесспорным лидером является Facebook, аудитория которого в мае 2009 года составила 316 млн. пользователей по всему миру. Второе место занимает социальная сеть MySpace - по итогам 2008 года данной веб-площадкой пользовалось более 125 млн. человек. Естественно, доходы двух лидеров соразмерны той аудитории, которая посещает эти ресурсы. В 2008 году MySpace только на рекламе заработала 605 млн. долларов, а рекламная прибыль Facebook составила 250 млн. долларов. По прогнозам аналитиков компании eMarketer, к 2011 году общий доход социальных сетей всего мира составит более 2,5 млрд. долларов.

Что касается завтрашнего дня социальных сетей, то многие эксперты сходятся во мнении, что будущее подобных проектов будет связано с развитием видеоконтента, на который будут ориентироваться рекламодатели, и новых форм платных услуг. Активно в соцсетях будут развиваться медиасообщества, продвигающие различные коммерческие бренды. Кроме того, в ближайшем будущем социальные сети, вероятно, и сами будут платить пользователям за их контент. Также активно будут развиваться системы, которые за плату дадут возможность пользоваться человеку всеми его аккаунтами через один сервис. Безусловно, в социальных сетях будут развиваться рекламные технологии, основанные на разнообразных типах таргетинга, в том числе и поведенческого.



Источник: DailyComm