12 июня 2025
Курсы валют по ЦБ РФ USD 89.0214 EUR 95.7391


В ИТ-отрасли объявлено о слиянии за 35 млрд долларов

Обзор за 22-28 марта: российские ИТ-компании недооценены

29.03.2010 11:45

Редакция портала DailyComm представляет традиционный обзор самых интересных событий прошедшей недели в области ИТ, телекоммуникаций и электроники.

На прошлой неделе отечественный ИТ-рынок был в центре внимания российских банкиров. Банк ВТБ заявил, что ряд российских ИТ-компаний недооценен. Среди них - фирмы IBS и "Армада", которые контролируют соответственно 7 и 2% рынка ИТ-услуг в России. Эксперты банка установили прогнозную цену по акциям этих двух компаний на уровне 22 и 14 долларов с потенциалом роста 80 и 62% соответственно.

Тем не менее, аналитики ВТБ отметили, что рынок ИТ в России в настоящее время еще слабо развит, несмотря на то, что его объем в 2009 году составил 14,5 млрд. долларов, то есть 1,18% ВВП. Но в ближайшие годы ИТ-рынок должен вырасти, при этом доля ИТ-услуг в общем объеме продаж составит 30%. Для сравнения - в Западной Европе на сегодняшний день данный показатель достигает 49%.

Эксперты связывают переоценку российских ИТ-компаний со стороны ВТБ с тем, что в состав правления банка вошла Ольга Дергунова, которая с 2004 по 2007 год являлась президентом компании Microsoft в России и СНГ.

Между тем, РЖД продолжает модернизацию и инвестирует в высокие технологии. На прошлой неделе стало известно, что транспортный монополист намерен создать собственный круглосуточный спутниковый канал, который будет доступен в 800 городах России и стран СНГ. Кроме того, данный канал будет также приниматься и в поездах. По мнению экспертов, инвестиции в этот проект со стороны РЖД могут составить порядка 15 млн. долларов.

Спутниковый канал начнет работу уже в сентябре 2010 года, причем его вещание будет бесплатным. В течении осени 2010 года канал будет доступен для пассажиров поездов повышенной комфортности, на вокзалах и в городах, где преимущественно проживают железнодорожники. В последнюю очередь РЖД-ТВ придет в Москву и Санкт-Петербург. Вещание канала будет осуществляться через спутник ABS-1.

По мнению аналитиков, РЖД рассчитывает на то, что канал заинтересует рекламодателей и станет приносить неплохой доход. По их мнению, такие цели вполне достижимы, учитывая уникальность проекта.

Тем временем, интернет-провайдеры, аффилированные с владельцами коммерческой недвижимости, стали терять свою долю на рынке. Трафик таких нишевых операторов, по оценкам экспертов, в 2009 году сократился на 20%. Данная ситуация объясняется влиянием финансового кризиса, в результате которого спрос на офисы сократился. Чтобы привлечь новых и сохранить имеющихся клиентов девелоперы и управляющие компании все чаще предлагают на выбор нескольких провайдеров. При этом выручка крупных провайдеров в данном сегменте выросла. Так, например, свое присутствие в корпоративном сегменте в два раза увеличили компании "Комкор" и "Комстар-ОТС".

По оценке компании iKS-Consulting, в 2009 году на территории Москвы и Московской области в корпоративном сегменте рынка местной телефонной связи доля "Комстар ОТС" составила 29%, "ВымпелКом" занял 15% рынка, а "Центртелеком" - 9%. На прочие компании пришлось 47% рынка.

По данным компании "Комкор", в 2009 году только 22% владельцев офисных центров предоставляли своим клиентам возможность выбора провайдера. В сегменте офисов класса "А" только 9% владельцев коммерческой недвижимости предлагали провайдера на выбор. При этом объем рынка широкополосного доступа для корпоративных абонентов в Москве и области в 2009 году составил 11,7 млрд. рублей.

Между тем, в России растет число пользователей сотовой связи. В конце февраля, по сравнению с январем 2010 года, количество абонентов выросло на два миллиона - с 208 до 210 млн. человек. Такие данные приводит аналитическая компания AC&M Consulting.

Первое место в России по абонентской базе занимает компания МТС, доля которой составляет 30,7%. Далее следует оператор "ВымпелКом" - 22,9% рынка. Третье место занимает компания "МегаФон" - 22,8% рынка.

Стоит отметить, что число российских абонентов МТС в феврале достигло 69,2 млн. человек, в то время как в январе оно составляло 68,9 млн. абонентов. "ВымпелКом" смог увеличить абонентскую базу в феврале до 51,5 млн. пользователей (в январе она составляла 51,2 млн. человек).

Рост абонентской базы и финансовых показателей отечественных сотовых операторов свидетельствует о том, что рынок мобильной связи начал постепенно восстанавливаться.

На прошлой неделе стало известно о том, что регистрация доменов в зоне .рф переносится на осень 2010 года. В связи с многочисленными исками по решению Координационного центра национального домена сети интернет начало регистрации доменов для физических лиц перенесено на сентябрь текущего года.

В настоящее время продолжается регистрация доменных имен в зоне .рф для правообладателей торговых марок. В мае начнется второй этап приоритетного резервирования доменных имен, в рамках которого будут рассматриваться заявки от правообладателей, которые имеют различное название компании и торговой марки, а также некоммерческие организации и средства массовой информации. При этом приоритет будет отдаваться федеральным СМИ и некоммерческим организациям.

В период приоритетной регистрации было подано около 50 исков, в которых оспаривались решения регистраторов о передаче доменного имени для той или иной организации. Таким образом, как отмечают эксперты, вскрылась проблема недостаточной защищенности прав на доменное имя.

Развитие альтернативной доменной зоны в российском сегменте интернета со временем может принести свои дивиденды. По данным исследования компаний Pricewaterhouse Coopers и Interactive Advertising Bureau, расходы на интернет-рекламу в России ежегодно будут расти на 20%, а к 2012 году объем средств, затраченных на рекламу в сети, составит 1,3 млрд. долларов.

Эксперты предполагают, что доля интернет-рекламы на российском рынке вырастет в два раза и достигнет 5,7%. При этом в ближайшие годы может сократиться доля телевизионной рекламы - с 30 до 25%, а доходы этого сегмента "заморозятся" на уровне 2008 года - 5 млрд. 833 млн. долларов. Наиболее сильно сократятся расходы на рекламу в печатных СМИ и на наружных носителях, их доли составят 7,1 и 6,3% соответственно.

При этом, как отмечают аналитики, порядка 60% рекламодателей готовы увеличить свои расходы на рекламу во всемирной паутине.

По сведениям экспертов компании Mindshare Interaction, в 2009 году российский рынок интернет-рекламы увеличился на 6% и составил 15, 6 млрд. рублей. В 2009 году наибольшую активность в сегменте интернет-рекламы показали автопроизводители.

Теперь несколько слов о том, что происходило в ИТ-сфере на прошлой неделе за рубежом. Компания Apple, наконец, получила права на торговый знак iPad. Данное событие стало знаменательным для руководства компании, особенно в преддверии выхода на рынок одноименного интернет-планшета, который намечен на 3 апреля 2010 года.

Дело в том, что 17 марта в специальном документе Бюро по патентам и товарным знакам США было сказано, что подразделение компании Fujitsu Frontech в Северной Америке передало Apple права на бренд IPAD.

Стоит напомнить, что аналогичное решение было принято компанией Cisco Systems, которая подала иск против Apple, обвиняя производителя электроники в том, что он незаконно использовал название iPhone. В итоге, компании пришли к решению о том, что могут использовать данный товарный знак по своему усмотрению.

Снова приходят сообщения о том, что некоторые сегменты ИТ-отрасли стали постепенно выходить из кризиса. Так, например, по данным аналитической компании IDC, в 2010 году производство полупроводников ожидает рост. Причем рост будет довольно высоким - порядка 16%. Однако, по прогнозам экспертов, к концу 2010 года все же стоит ожидать снижения спроса.

Главной целью для производителей микросхем является пополнение складских запасов, которые в последнее время значительно сократились после рецессии в 2009 году.

В тоже время, компания Gartner прогнозирует 20-процентный рост производства полупроводников. Во многом увеличение выпуска микросхем объясняется ростом спроса на персональные компьютеры. Кроме того, в Gartner также считают, что часть выпущенной продукции будет направлена на заполнение складов.

Между тем, аналитики IDC отмечают, что годовой объем рынка высокопроизводительных вычислительных систем (HPC) упал на 12%. В 2009 году доход поставщиков HPC-серверов составлял порядка 8,6 млрд. долларов, что на 11,6% меньше, чем в 2008 году - тогда выручка от продажи высокопроизводительных систем достигала 9,7 млрд. долларов.

При этом в штучном исчислении продажи упали на 40%. Такое снижение, по мнению аналитиков IDC, связано, в первую очередь, с желанием корпораций уменьшить расходы на ИТ во время кризиса.

Лидером по продажам HPC-систем в 2009 году стала компания IBM, выручка которой составила 2,53 млрд. долларов, а доля на рынке - 29,3%. Далее следует HP с доходом в 2,47 млрд. долларов (28,6% рынка). На третьем месте находится Dell (1,1 млрд. долларов, 12,7%). Четвертое и пятое места занимают компании Sun и Cray - 350 млн. долларов (4,1%) и 345 млн. долларов (4,0%) соответственно.

Также на прошлой неделе стало известно о том, что Nokia купила американскую компанию Novarra, которая специализируется в области решений для мобильных браузеров. Финский производитель мобильных телефонов, благодаря приобретению Novarra, надеется укрепить экспертизу в вопросах интернет-серфинга на недорогих моделях. В этом Nokia помогут технологии Novarra (в частности Novarra Vision Server), которые могут сжимать и представлять в другом формате веб-сайты для их адекватного отображения на экранах мобильных телефонов.

Ряд экспертов считает, что поглощение Novarra позволит Nokia активнее продвигать мобильный интернет-доступ в развивающихся странах.

Стоит отметить, что на прошлой неделе стало известно о том, что RIM приобрела компанию Viigo. В данном случае американский производитель купил разработчика ПО для доставки синдицированного контента на мобильные телефоны. Специальное приложение от Viigo способно осуществлять поиск необходимой информации. Причем программу можно настроить на получение того или иного заранее выбранного контента. Например, можно получать только сводки погоды.

Кроме того, Viigo предлагает и аналогичное корпоративное предложение, с помощью которого сотрудники получают бизнес-информацию компании. При этом администратор регулирует доступ к тем или иным данным.

Как отметили в RIM, Viigo будет заниматься разработкой приложений для смартфонов BlackBerry.



Источник: DailyComm