20 апреля 2024
Курсы валют по ЦБ РФ USD 93.4409 EUR 99.5797


В ИТ-отрасли объявлено о слиянии за 35 млрд долларов

Российский рынок мобильных телефонов продолжает сжиматься

27.11.2019 16:05

За первые три квартала 2019 года поставки мобильных телефонов на российский рынок достигли 32,4 млн штук, что на 6% меньше, чем в январе-октябре прошлого года, подсчитали аналитики GS Group. 65% из них (21,1 млн) составили смартфоны дороже 7000 рублей.

За третий квартал общий объем импорта мобильных телефонов в Россию достиг 11,7 млн устройств, что на 11% хуже результатов аналогичного квартала 2018 года. Huawei отгрузила 2,7 млн телефонов (включая Honor), вновь обогнав Samsung с ее 2,4 млн. На третьем месте закрепилась Xiaomi (1,3 млн устройств), Apple досталась четвертая строчка (менее 1 млн).

Суммарный объем поставок четырех ведущих брендов за девять месяцев 2019 года составил 19,4 млн устройств (прирост на 13% в годовом разрезе). Суммарная доля этих брендов составила 92% от общего объема импорта смартфонов от 7000 рублей (или 61% от всего рынка мобильных телефонов). Эта цифра не меняется на протяжении уже трех кварталов.

Samsung - текущий лидер рынка - за девять месяцев 2019 года импортировала в Россию 7,3 млн смартфонов дороже 7000 рублей, показав годовой прирост 13%. Доля компании по итогам девяти месяцев достигла 35%. При этом в третьем квартале рост достиг всего 4% (2,4 млн) по отношению к аналогичному периоду 2018 года. Samsung нарастила поставки смартфонов, созданных на индийских производственных площадках, одновременно снизив импорт устройств, собранных во Вьетнаме. В итоге доля индийских мощностей в поставках Samsung в Россию выросла с 30% (в первом полугодии 2019 года) до 59% в третьем квартале (40% по итогам девяти месяцев), остальной объем производится во Вьетнаме. Стоит отметить, что во Вьетнаме собирают более дорогие модели (семейство S10 и Note10), а в Индии, в первую очередь, дешевые (J2 Core и A10). Средний модельный ряд производится одновременно на обеих площадках (A30s, A50, A70).

Huawei заняла второе место с результатом 7 млн смартфонов за девять месяцев 2019 года (плюс 16% за год). В то же время компания стала лидером третьего квартала (2,7 млн устройств, на 3% выше уровня третьего квартала 2018 года). Противостояние Huawei с США ослабляется, так как американские и европейские компании во многом связаны с китайским разработчиком и не смогут прекратить работу с ним без вреда для себя. Руководство Huawei одновременно делает глобальные шаги в сторону независимости - в августе компания представила собственную ОС HarmonyOS, а в ноябре запустила российские продажи смартфона Mate 30 Pro без поддержки сервисов Google.

Премиум-модели Huawei (серии Huawei P30, Huawei Mate20 и Honor20) заняли около 10% в поставках смартфонов в оба ценовых сегмента. Доля дешевых моделей, цена которых балансирует на границе сегментов, составила 55% в поставках всех мобильных телефонов Huawei в Россию - это семейство Huawei Y (серии Y5, Y6 и Y7) и серии Honor7 и Honor8. Остальной объем пришелся на средний модельный ряд, где наиболее популярными являются устройства серии Honor10. Учитывая такую структуру поставок Huawei при достаточно высокой технологичности и надежности устройств, а также тот факт, что премиум-модели Huawei дешевле Samsung, можно понять такой высокий спрос, несмотря на санкции в отношении компании.

Разница между Samsung и Huawei на данном этапе составляет всего 300 тысяч устройств. По словам аналитиков, оба вендора имеют одинаковые шансы на первое место по итогам года.

Импорт смартфонов Xiaomi в Россию по итогам девяти месяцев составил 2,9 млн смартфонов, что выше показателей 2018 года на 82%. В третьем квартале поставки превысили 1,3 млн штук, показав прирост в 2,3 раза в годовом разрезе. Стоит отметить, что если поставками смартфонов Samsung, Huawei и Apple занимаются собственные дочерние компании, то продукцию Xiaomi привозят в Россию независимые российские дистрибьюторы, крупнейшие из которых относятся к структурам "Марвел КТ", DNS и diHouse. Именно контракт с diHouse вывел Xiaomi во втором квартале 2019 года на третью строчку, которую она прочно удерживает и поныне.

Структура поставок модельного ряда Xiaomi - это комбинация премиум-части от Samsung и средней и эконом-частей от Huawei: дорогие модели занимают около 6% (семейство Mi 9), доля эконом-сектора - больше половины (Redmi 6, 6A, 7A и Go), на долю средних по цене моделей пришлось 42% (Redmi Note7 и прочие). Так же, как и у Huawei, относительно низкая цена Xiaomi является серьезным конкурентным преимуществом. Вместе с поддержкой дистрибьюторов Xiaomi имеет стопроцентные шансы удержать третье место по поставкам смартфонов в Россию по итогам года. Доля Xiaomi за девять месяцев составила 14%.

Поставки Apple за девять месяцев 2019 года едва превысили 2,1 млн смартфонов, это на 31% меньше, чем за тот же период прошлого года. В третьем квартале объем импорта упал на 18% в годовом исчислении. В целом прогноз по компании скорее негативный: цена iOS-устройств значительно превышает стоимость смартфонов-конкурентов, а по спектру характеристик и надежности другие вендоры вплотную подошли к Apple, если не превосходят. В результате по итогам девяти месяцев 2019 года доля компании в верхнем сегменте упала до 10% (в 2018 году - 15%).

Руководство Apple, очевидно, понимает, что компания уже не сможет вернуть прежнее положение на рынке смартфонов только за счет их модернизации. Вендор начал делать ставку на свою экосистему и, соответственно, на другие устройства, которые будут взаимодействовать со смартфонами или придут им на смену. Одно из таких новых устройств - очки дополненной реальности. Этот шаг может позволить компании вновь выйти в лидеры технологического рынка.

Положение Apple в России может усугубить и принятый закон о предустановке отечественного ПО на смартфоны, которые поставляются в нашу страну. Как известно, Apple очень ревниво относится к попыткам вмешательства в свой софт, в то время как китайские производители, скорее всего, согласятся играть по новым правилам.

Что касается модельного ряда Apple, то наиболее дорогие модели в поставках третьего квартала составляют 9% (iPhone 11 Pro, iPhone 11 Pro Max и iPhone XS Max). На "эконом-модели" Apple (серия iPhone 6s и 7) пришлось 20%. Наибольшую долю заняли средние по цене устройства: iPhone XR (30% всего объема), восьмая серия (iPhone 8 и iPhone 8 Plus) - 24% и iPhone 11 - 9%.

Общий объем импорта смартфонов A- и B-брендов, следующих за четверкой лидеров, продолжил снижаться. В данную категорию аналитики включили десять компаний: ASUS, ZTE, Sony, Motorola/Lenovo, Nokia, Meizu, OPPO, LG, HTC и Philips. Совокупно за девять месяцев они отгрузили на 66% меньше, чем год назад - 0,7 млн устройств (по сравнению с 2,1 млн), в результате их суммарная доля в сегменте смартфонов от 7000 рублей упала с 10% до 3%.

Некоторые C-бренды (BQ, Vivo) стремятся занять место A- и B-брендов на рынке, превосходя их по объемам поставок. Причиной этого стала унификация смартфонов и потеря известными брендами индивидуальной ценности в глазах пользователей.

С января по октябрь 2019 года поставки OPPO выросли в 6,5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2018 года - до 223 тысяч смартфонов. Поставки ASUS упали на 72% до 105 тысяч устройств. Отгрузки ZTE снизились на 32% до 142 тысяч штук, в третьем квартале импорт составил всего 43 тысячи смартфонов. Поставки устройств под брендом Sony упали на 80% - до 48 тысяч штук.

Nokia за девять месяцев 2019 года отгрузила на 89% меньше, чем годом ранее - 78 тысяч телефонов. Поставки Motorola достигли 56 тысяч, Meizu - 31 тысячи устройств. Импорт смартфонов HTC и Philips в третьем квартале возобновился (HTC - 4 тысячи, Philips - 11 тысяч устройств). Отгрузки LG в третьем квартале практически прекратились.

В сегменте низкобюджетных смартфонов и кнопочных телефонов в третьем квартале 2019 года лидером остался российский бренд Inoi ( «Иной») - 243 тысячи решений, итого за девять месяцев - 1,11 млн. Вторую строчку по итогам девяти месяцев удерживает Texet с объемом 1,06 млн устройств, импорт в третьем квартале составил 229 тысяч. Объемы Maxvi снизились за девять месяцев до 1 млн телефонов, однако бренд стал лидером по поставкам в третьем квартале - 358 тысяч устройств.

Китайские вендоры продолжают теснить остальные бренды смартфонов в России. Общая доля компаний из Поднебесной в сегменте смартфонов от 7000 рублей за девять месяцев 2019 года достигла 51%, хотя еще в 2017 году составляла 26%.

По прогнозам GS Group, по итогам 2019 года в Россию будет импортировано 29,5 млн устройств верхнего ценового сегмента, что на 2% превысит уровень 2018 года. В нижнем ценовом сегменте объем поставок телефонов составит менее 16,5 млн штук, что означает падение на 22% год к году. В результате общие отгрузки всех мобильных телефонов в Россию по итогам 2019 года не превысят 45-46 млн штук, что будет ниже уровня прошлого года на 8%.



Источник: DailyComm