12 ноября 2019
Курсы валют по ЦБ РФ USD 63.9121 EUR 70.4759

Рецепт успеха современного ЦОДа: стратегия модернизации и надежные партнеры

28.10.2019 09:00

Центр обработки данных "ТрастИнфо", находящийся под управлением компании "Сервионика" (ГК "АйТеко"), открыл двери для клиентов более десяти лет назад. Однако и сегодня он остается одним из лидеров стремительно развивающегося рынка ЦОД в России. В немалой степени этому способствует принятая дата-центром стратегия поэтапного развития и модернизации. Одним из ее ключевых элементов является долгосрочное сотрудничество с компанией Schneider Electric, лидером в области разработки и поставок инженерного оборудования. О долгосрочном партнерстве, инженерных решениях и стратегии развития рассказали Михаил Луковников, технический директор ЦОД "ТрастИнфо", и Андрей Денисов, руководитель направления коммерческих ЦОД компании Schneider Electric.

С чего началось сотрудничество "ТрастИнфо" с Schneider Electric и по каким направлениям оно развивается?

М.Л. Начало взаимодействия было положено еще на этапе планирования и проектирования нашего дата-центра. Непосредственно проектированием занимались специалисты ГК "АйТеко", но знания и опыт Schneider Electric были очень полезны для команды проектировщиков. Мы внимательно изучали проекты Schneider Electric в дата-центрах разных стран, ориентировались на "лучшие практики".

А.Д. Для нашей компании проект по строительству ЦОДа "ТрастИнфо" стал одним из самых значимых в России. Ведь это не только один из первых российских ЦОД, построенных при участии Schneider Electric, но и отличный пример многолетнего сотрудничества, которое продолжается и по сей день. Благодаря долгосрочной стратегии развития, профессиональной команде и высокому уровню обслуживания ─ как со стороны собственной команды специалистов, так и при поддержке партнеров, "ТрастИнфо" остается одним из ключевых игроков на рынке коммерческих ЦОД.

Почему в качестве поставщика инженерного оборудования была выбрана компания Schneider Electric?

М.Л. В первую очередь, мы искали проверенное временем качество. "ТрастИнфо" работает с крупными государственными и коммерческими структурами. Мы предоставляем полный спектр услуг для бизнес-критичных систем Заказчиков: от колокейшн до публичных и частных облаков (в том числе ─ аттестованных по 152-ФЗ), поэтому фактор надежности для нас ─ на первом месте.

Прошло уже десять лет с момента установки первых единиц оборудования ─ за это время мы, конечно же, ремонтировали и заменяли отдельные элементы, которые отработали положенный срок. Тем не менее, все это время основные модули оборудования проработали без серьезных сбоев и продолжают использоваться. Важно, что у Schneider Electric есть собственная сервисная служба в России, которая предоставляет необходимый нам набор услуг по сопровождению оборудования.

А.Д.
Schneider Electric ─ вендор полного цикла. Мы не только производим оборудование, но также предоставляем услуги по проектированию и реализации дата-центров "под ключ". Заказчику остается только выбрать дизель-генераторные установки и завезти ИТ-оборудование (серверы, СХД, сетевое оборудование и т. д.). Все остальное ─ включая ИБП, СКС, холодоснабжение на воде или фреоне, фальшпол, стойки, системы распределения питания (PDU), холодные коридоры и т. д. можно заказать у нас и таким образом получить готовый дата-центр.

В этом году мы продолжаем обновление линейки ИБП Galaxy V. Сегодня в "ТрастИнфо" активно используются наши системы Galaxy 6000 и Galaxy 7000. По отзывам заказчика, за время работы они показали себя с лучшей стороны. Сегодня одним из основных критериев при выборе ИБП является не только его надежность, но и сокращение сроков окупаемости. Поэтому новые системы Schneider Electric Galaxy V масштабируются поэтапно, что позволяет наращивать мощность по принципу pay as you grow (инвестиции по мере роста).

Какие инженерные решения Schneider Electric задействованы в ЦОДе "ТрастИнфо"?


М.Л. Прежде всего, решения по управлению электропитанием и системы бесперебойного электроснабжения. Системы бесперебойного электроснабжения построены на базе ИБП Galaxy, связанных в одну группу по схеме N+1. Также используются силовые шинопроводы производства Schneider Electric для передачи электричества высокого напряжения от трансформаторных подстанций. Для системы охлаждения оборудования в двух машзалах используются кондиционеры Uniflair. Эта линейка также принадлежит компании Schneider Electric. Контролировать работу инженерного оборудования помогает программное обеспечение, которое также предоставлено производителем. В машинных залах дата-центра установлены 48U стойки Schneider Electric для клиентского оборудования, а также модули для распределения электричества.

В целом, наш дата-центр сразу проектировался с расчетом на расширение и обновление в соответствии с актуальными требованиями рынка и ведущими отраслевыми стандартами. Сейчас мы фокусируемся на модернизации ключевых систем ЦОДа. В 2018 году, в соответствии с планом модернизации, в дата-центре проводились работы по развитию системы холодоснабжения: в частности, потребовалось усилить мощности по охлаждению в связи с ростом потребностей клиентов (в ЦОД реализовано уже более 500 проектов по различным направлениям ─ от colocation до создания виртуальных ИТ-инфраструктур федерального масштаба). Для увеличения производительности и надежности системы в нее было необходимо интегрировать еще один чиллер. Мы разработали ТЗ, определили список производителей, обладающих оборудованием, совместимым с работающим в настоящий момент, и провели конкурс. По его результатам право реализовать проект получила компания Schneider Electric. В начале 2019 года оборудование Uniflair BREF2812A было поставлено к нам на площадку и в кратчайшие сроки введено в эксплуатацию.

А.Д. Рынок меняется не только для поставщиков услуг ЦОД, но и для производителей оборудования. Требования заказчиков к мощности, энергоэффективности, надежности и снижению эксплуатационных расходов постоянно растут. Сегодня многие производители следуют тенденции на снижение стоимости оборудования. Мы же, как мировой лидер, не можем позволить себе экономить на качестве. Что касается стратегических приоритетов, то могу сказать, что любой ЦОД строится поэтапно. Поэтому мы придерживаемся концепции модульной масштабируемости, что позволяет существенно сократить капитальные затраты при строительстве.

Насколько глубокой была кастомизация оборудования Schneider Electric для вашего ЦОДа?


М.Л. Если посмотреть внимательно, то двух полностью одинаковых ЦОДов не найти. Да, оборудование используется, как правило, типовое. Но множество факторов приводит к его использованию в широком спектре комбинирования. Нам нужно было проверенное решение промышленного уровня. Мы с самого начала стремились выбирать производителей, которые, с одной стороны, предоставляют максимально широкую линейку оборудования, с другой ─ обладают мощной экспертизой и возможностями разработки уникальных решений. Тогда достигается необходимый баланс между промышленным и кастомизированным решением, и можно выбрать то, что максимально соответствует потребностям заказчиков и стратегии развития ЦОДа. Именно по такому принципу строится наше сотрудничество с Schneider Electric, и это одна из основ успеха.

А.Д. Мы индивидуально подходим к требованиям каждого заказчика при реализации проектов. В прошлом году мы поставляли "ТрастИнфо" новый чиллер и от заказчика поступила просьба использовать в оборудовании насосы определенного производителя, которые мы обычно не применяем в наших типовых решениях. Мы разработали и реализовали конфигурацию, которая удовлетворяла требованиям клиента. Кроме этого, в нашем решении используется специальная электрическая схема для снижения пусковых токов, что также было одним из ключевых требований заказчика.

Иногда в проекты вмешивается и некоторая локальная специфика. И в проекте "ТрастИнфо" без нее не обошлось. В частности, совместно с нашими партнерами были разработаны специальные решетки и фильтры для защиты теплообменников от атмосферных загрязнений, что обеспечит их чистоту и большую эффективность работы оборудования

Компания Schneider Electric также предоставляет услуги по сопровождению оборудования. Насколько перспективна такая сервисная модель? Как распределяется ответственность за сервис?


М.Л. Мы стараемся быть максимально самодостаточными. Вся эксплуатация объекта осуществляется собственными силами. Также самостоятельно мы выполняем и базовые функции по сервисному обслуживанию. Однако для проведения полного объема сервисных работ необходимы специализированные знания и опыт, которые свойственны сервисным службам производителя и сертифицированным сервис-партнерам. Далеко не всегда инвестиция в смежную специализацию будет оправдана экономически. Поэтому мы используем и сервисные контракты, в рамках которых осуществляется техническая поддержка, проводится ремонт и своевременная замена элементов оборудования.

В рамках взаимодействия с сервисной службой вендора мы также проводим обучающие сессии для наших инженеров. Это позволяет собственными силами обеспечивать качественное управление оборудованием, а также диагностику неисправностей, что позволяет более эффективно выстраивать коммуникации со специалистами Schneider Electric в дистанционном режиме. Совместно определив причину сбоя и метод его устранения, наши сотрудники могут заниматься непосредственно восстановлением - опять же, под контролем Schneider Electric. При работе по такому принципу время восстановления существенно сокращается, а трудозатраты снижаются.

А.Д. "ТрастИнфо" имеет сервисный контракт Schneider Electric. В рамках него предусмотрено проведение технического обслуживания чиллера 2 раза в год на протяжении трех лет, в течение которых действует гарантия на оборудование. И в случае его выхода из строя Schneider Electric обязуется восстановить его работоспособность.

Применяются ли в "ТрастИнфо" устройства и технологии Интернета вещей, позволяющие осуществлять мониторинг технического состояния оборудования и вовремя выявлять риски сбоев?

М.Л.
Такие системы у нас имеются. Это очень важный элемент, без которого обеспечивать высокий уровень сервиса просто невозможно. Инженерное оборудование дата-центра распределено на достаточно большой площади, поэтому мы контролируем его работу с помощью IoT. В большинстве случаев функции такого контроля изначально были заложены производителем. Кроме того, мы расширили возможности систем, внедрив систему контроля на промежуточных этапах: например, при прохождении хладоносителя по трубопроводам в системе охлаждения.

Как определяются приоритетные направления модернизации ЦОДа и как сочетаются эти масштабные работы с непрерывностью предоставления сервисов?

М.Л. Мы планируем модернизацию на 1,5-2 года вперед, основа для планирования ─ статистика проектов и анализ потребностей клиентов в наших услугах и ресурсах. В соответствии с этими наблюдениями строим прогнозы будущих потребностей и планы модернизации систем.

Архитектура ЦОДа изначально была спроектирована так, чтобы все технологические и ремонтные работы проводились без влияния на оборудование конечных заказчиков. Вся инфраструктура построена по принципу обязательного резервирования, любое устройство мы можем выводить из эксплуатации для замены, профилактики или ремонта без риска для стабильной работы ЦОДа. Все работы скоординированы и учитываются в единой системе Service Desk.

С другой стороны, мы не тестовая площадка, а коммерческий ЦОД. Поэтому любые технологические нововведения должны внедряться без малейшего риска для наших заказчиков. Мы выбираем и внедряем новые технологические решения не только в силу их инновационности, а потому, что они необходимы и эффективны для оказания услуг для наших Заказчиков. Наши стратегические приоритеты остаются прежними: поэтапное развитие и расширение в соответствии с растущими и меняющимися потребностями наших клиентов.



Источник: DailyComm

Обзор HP Device as a Service
Комплексное решение, объединяющее оборудование, информативную аналитику, средства упреждающего управления и услуги управления жизненным циклом устройств, призвано оптимизировать ИТ-активы Заказчиков.