23 апреля 2024
Курсы валют по ЦБ РФ USD 93.2918 EUR 99.5609


В ИТ-отрасли объявлено о слиянии за 35 млрд долларов

Цифровые платежи снижают выручку традиционных банков

27.11.2019 10:59

К 2025 году до 15% выручки банков от платежных операций может оказаться под угрозой из-за цифровых платежей и конкуренции с небанковскими организациями, считают аналитики Accenture. Из-за развития цифровых технологий и регуляторных инициатив растет число мгновенных, бесплатных и незаметных для клиента (встроенных в приложения и устройства третьих сторон) платежей.

По оценкам экспертов, все это может значительно снизить выручку банков от платежного бизнеса. Примерно 2,7% доходов окажутся в зоне риска из-за того, что традиционные карточные расчеты постепенно замещаются системами мгновенных платежей с минимальной комиссией или без комиссии. Около 8% доходов под угрозой из-за бесплатности платежей и общего снижения транзакционных комиссий. Еще 3,9% доходов у банков отнимет конкуренция в платежах с небанковскими организациями (включая операторов электронных кошельков и альтернативных платежных провайдеров).

Чтобы сократить свои расходы, банки переходят, к примеру, на новые способы информирования клиентов. На фоне роста операторских тарифов кредитные организации все более активно осваивают push-уведомления. К преимуществам данной технологии относят ее бесплатность, а также возможность передачи большего объема информации благодаря адаптированности сервиса к мобильным устройствам.

Банковские карты остаются самым популярным средством для платежей в интернете, далее идут интернет-банкинг и электронные деньги. По данным TAdviser, лидером платежных онлайн-сервисов среди россиян считается "Сбербанк Онлайн". "Яндекс.Деньги" являются вторым по популярности решением, третье место занял PayPal, четвертое и пятое - электронные кошельки WebMoney и QIWI. Также становятся популярными, особенно среди молодежи, платежные сервисы в социальных сетях, к примеру VK Pay. Среди бесконтактных систем лидирует Google Pay, за ним с небольшим отрывом следуют Apple Pay и Samsung Pay.

По оценкам Accenture, в 2019 году мировой рынок безналичных платежей составит 1,5 трлн долларов. Каждый год он будет расти со средней скоростью 5,5% и в 2025 году превысит 2 трлн долларов. Чтобы удержать доходность, банкам необходимо делать акцент на развитии цифровых сервисов и каналов, а также управлении клиентским опытом с применением Big Data, глубокой аналитики, искусственного интеллекта, роботизации. Это простимулирует сокращение издержек, а также увеличение числа и уровня удовлетворенности клиентов.

Для сохранения конкурентоспособности банки должны в первую очередь обеспечить безопасность транзакций по розничным платежам - так считают 18% из 240 опрошенных экспертами Accenture банковских топ-менеджеров. 22% опрошенных заявили, что технологические инновации, такие как ИИ и машинное обучение, необходимы их организациям, чтобы адаптировать основные информационные системы к высокоскоростным и непрерывным потокам платежей.

Вместо того чтобы становиться просто финансовой платформой для платежных транзакций других компаний, банки должны найти новые способы повысить ценность для клиентов, тем самым увеличив свои доходы и прибыльность. Аналитики советуют сфокусироваться на создании клиентоцентричных предложений, в рамках которых сами платежи могут быть бесплатными и выполнять функцию базового сервиса. Это могут быть предложения для повседневных аспектов жизни клиента (например, заказ и получение еды, проверка и оплата счетов) или комплексные платежные решения для бизнес-клиентов.

Также банки могут компенсировать сокращение доходов от платежей, зарабатывая на данных, которые они собирают в процессе работы. Их можно продавать в сыром виде или получая из них аналитику, представляющую ценность для партнеров. 20% банков, принявших участие в исследовании Accenture, уже монетизируют данные, и 75% планируют это делать в ближайшие три года. Тем не менее, проблема защиты данных клиентов (14%) и операционная сложность (13%) являются главными барьерами на этом пути.

По словам Марии Гусевой, директора практики управленческого консалтинга для финансового сектора Accenture в России, российскому рынку необходимы расширенные сервисы на стыке с потребительскими рынками (с ритейлом, e-commerce, транспортными отраслями, сферой услуг и другими) и в b2b-сегменте. Для успеха в жесткой конкурентной среде банкам критически важно уметь работать с инновациями в платежных технологиях: создавать, отбирать, пилотировать и быстро масштабировать успешные идеи.



Источник: DailyComm